Содержание курса первой ступени.

Модератор: группа A

Содержание курса первой ступени.

Сообщение Fuka » 11 окт 2009 14:20 pm

Некоторые гештальт-тренеры на первой ступени не разделяют задач терапии и обучения участников. В связи с таким подходом вопрос о содержании обучения не стоит. А есть те, кто начинают работу над знаниями, умениями и навыками с самого начала обучения.

Вопрос собственно такой:
Какое содержание курса первого года обучения гештальттерапии, какие згнания, умения и навыки, а если не ЗУНы, то какой опыт?
« Демократия — это договор о правилах между хорошо вооруженными джентльменами» (с) Б. Франклин.
Аватара пользователя
Fuka
 
Сообщения: 3010
Фото: 10
Зарегистрирован: 14 фев 2007 16:05 pm
Откуда: Москва
Блог: Посмотреть блог (4)

Сообщение fishka » 11 окт 2009 17:04 pm

На сегодняшний день мне кажется наиболее удачной та модель обучения, которая существует в группанализе, когда группы самопознания (терапевтические) отделены от теоретических и супервизорских не только номинально, но и тренеры в них разные - это о форме.

По содержанию. Мы даем только самые азы (как правило, если смотреть на структуру сессии - на второй/третий день - как некоторое обобщение):
сеттинг в ГТ, групповые правила;
основные принципы работы - "здесь-и-теперь", осознавание и т.д.;
исторические корни ГТ;
понятие контакта и прерывания контакта;
работа со снами, метафорами и сказочными образами;
приличное число упражнений из Стивенса - на первых сессиях (в парах и тройках).

Львиную долю составляют - индивидуальные сессии в группе и групповые дискуссии.

В четвертой нашей группе 1 ступени - есть 1 час группы свободных интеракций (в первый день после шеринга) и 1,5 часа на бизнес-игру
Ирина Елисеева
Аватара пользователя
fishka
 
Сообщения: 826
Фото: 10
Зарегистрирован: 16 фев 2007 11:30 am
Откуда: Москва

Сообщение Isidor » 11 окт 2009 20:26 pm

Тоже начал подумывать об этом в последнее время.
К навыкам бы отнес:
1. Навык осознавания себя, индуцируемый - т.е. в ответ на вопрос "что сейчас с тобой" и спонтанный, т.е. способность этот же вопрос задавать себе самому.
2. Способность к прямому обращению к другому.
3. Способность говорить о себе, от первого лица (я, мне).
4. Способность проверять свои проекции, а не только действовать в соответствии с ними.
5. Способность распознавать некоторые прерывания цикла контакта у себя и окружающих.
6. Способность осознавать чувства, которые испытываешь.
7. Способность к диалогическому, а не монологическому взаимодействию.
8. Навык телесного осознавания, т.е. ощущение, замечание своего тела и его ощущений.
Алексей Смирнов, психиатр, гештальт-терапевт
Аватара пользователя
Isidor
 
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 19 фев 2007 22:09 pm
Откуда: Москва, Фрязино

Сообщение Fuka » 12 окт 2009 15:57 pm

Способность к диалогическому, а не монологическому взаимодействию.

Леш, а можешь чуть чуть расшифровать?
« Демократия — это договор о правилах между хорошо вооруженными джентльменами» (с) Б. Франклин.
Аватара пользователя
Fuka
 
Сообщения: 3010
Фото: 10
Зарегистрирован: 14 фев 2007 16:05 pm
Откуда: Москва
Блог: Посмотреть блог (4)

Сообщение Fuka » 12 окт 2009 15:59 pm

приличное число упражнений из Стивенса - на первых сессиях (в парах и тройках).

Я тоже использую эти и аналогичные упражнения, иты их используешь для чего?
« Демократия — это договор о правилах между хорошо вооруженными джентльменами» (с) Б. Франклин.
Аватара пользователя
Fuka
 
Сообщения: 3010
Фото: 10
Зарегистрирован: 14 фев 2007 16:05 pm
Откуда: Москва
Блог: Посмотреть блог (4)

Re: Содержание курса первой ступени.

Сообщение Jul » 12 окт 2009 18:19 pm

Fuka писал(а):Некоторые гештальт-тренеры на первой ступени не разделяют задач терапии и обучения участников. В связи с таким подходом вопрос о содержании обучения не стоит. А есть те, кто начинают работу над знаниями, умениями и навыками с самого начала обучения.


Я рассматриваю группу первой ступени всё же как обучающую, хотя фокус внимания больше на личном опыте участников, знакомстве с собой с позиции гештальт-подхода, а не на технических аспектах работы терапевта.
На мой взгляд - это важный этап обучения и личностной подготовки терапевта.


Fuka писал(а):Вопрос собственно такой:
Какое содержание курса первого года обучения гештальттерапии, какие згнания, умения и навыки, а если не ЗУНы, то какой опыт?


Теория для меня на первом году, скорее, для общей ориентровки, чем для знания. И по моим впечатлениям, интерес у студентов примерно такой же. Я не замечаю на первом году большого стремления к прямо вот знанию и анализу теории.

Теория: самые азы, знакомство с историей, общими понятиями, принципами работы. По возможности, теория эта как раз иллюстрируется с помощью экспериментов, игр, упражнений. Чтобы она была "осязаема", а не абстрактна.

Умения и навыки, которые, как мне кажется, реально формируются за этот небольшой период или начинают формироваться:

1. Навык сознавания себя и своего опыта. В принципе, я это называю самонаблюдением, понимая под этим не анализ или рефлексию, а именно замечание того, "что я делаю", "что я думаю", "что я чувствую".. "как я делаю", "как я понимаю, что чувствую именно это", "как я думаю об этом (о чём-то конкретном в данный момент).. как я делаю выводы об этом" и т.д.
В общем-то, для меня с некоторых пор самонаблюдение и осознавание - это одно и то же. Просто терминология разная.

2. Отдельно выделю умение дифференцировать чувства. К нему я отношу замечание своего эмоционального отклика на то, что воспринимается в данный момент (хотя бы "приятно/не приятно") и более чёткое распознавание переживаний, если есть более дифференцированное отношение к ситуации (радость, злость, грусть, отвращение, вина, стыд, смущение, нежность и т.д.). Короче, прям как у Перлза в практикуме.

3. Умение различать факты наблюдаемые, воспринимаемые и своё субъективное мнение о них.

4. Тесно с этим (третьим) умением связано умение проясненять.. да и вообще появление желания и интереса узнать, что думает, чувствует другой, как этот другой воспринимает, переживает происходящее.

5. Умение формулировать собственную позицию и высказывать её относительно тех или иных вопросов, ситуаций. Умение ясно, чётко, прямо выражать себя.

Ещё пара эффектов, которые мне трудно назвать умениям, навыкам, хотя, наверное, и через эти термины можно было бы сформулировать:

6. Способность замечать собственный вклад в происходящее. Развитие субъектности, если можно так выразиться.

7. Способность замедляться и держать паузу, выдерживать паузу, не летя хоть куда, сломя голову, лишь бы что-то делать (не важно что).
Юлия Верятина, психолог, гештальт-терапевт
моя Пермская страничка: www.verjul.ru
Аватара пользователя
Jul
 
Сообщения: 357
Зарегистрирован: 15 фев 2007 15:37 pm
Откуда: Пермь

Сообщение fishka » 13 окт 2009 13:41 pm

Fuka писал(а):
приличное число упражнений из Стивенса - на первых сессиях (в парах и тройках).

Я тоже использую эти и аналогичные упражнения, а ты их используешь для чего?


Ух, Денис! У него же целый сборник!
Хотя ты прав - мы чаще используем первые упражнения на осознавание ощущений, чувств, мыслей, на переключение фокуса внимания...

Не берусь утверждать, что то число "подходов к снаряду" (к этим упражнениям), что получается за время сессии, может сформировать всерьез навык осознавания, различения и т.п. Это лишь первые шаги к тому, чтобы начать обращать внимание на нюансы собственных ощущений, нарабатывать словарь описания происходящего с собой..

Есть несколько следствий совокупности происходящего на сессии, в том числе и после этих упражнений. Например, простенькое упражнение пожаловаться голосом (без слов) вдруг вызвало бурную реакцию у одной из участниц, которая именно после него смогла дать голос чему-то очень подавленному внутри уже на "горячем стуле"...С точки зрения обучения, именно после этого можно, не напрягаясь, дать кусочек теории о телесных проявлениях и формах выражения аффекта (переживания).
Ирина Елисеева
Аватара пользователя
fishka
 
Сообщения: 826
Фото: 10
Зарегистрирован: 16 фев 2007 11:30 am
Откуда: Москва

Сообщение Isidor » 14 окт 2009 11:01 am

Fuka писал(а):
Способность к диалогическому, а не монологическому взаимодействию.

Леш, а можешь чуть чуть расшифровать?

Если сформулировать, то что-то вроде того, чтобы иметь целью не только сказать что-то (чего хотел? - я хотел сказать об этом) другому, но быть услышанным и получить ответ.
Алексей Смирнов, психиатр, гештальт-терапевт
Аватара пользователя
Isidor
 
Сообщения: 719
Зарегистрирован: 19 фев 2007 22:09 pm
Откуда: Москва, Фрязино

Сообщение Zhu » 15 окт 2009 12:25 pm

Извините, пожалуйста, но мне кажется, есть такой важный навык - быть в контакте и присутствовать. Если этим овладеешь, то всякие технические тонкости по замечанию чувств и телесных проявлений и диалогическому взаимодействию, начнут сами получаться. Но как это методически сделать - я не знаю.
Zhu
 
Сообщения: 166
Зарегистрирован: 11 мар 2007 11:24 am
Откуда: Москва

Сообщение Fuka » 15 окт 2009 17:10 pm

Zhu писал(а):Извините, пожалуйста, но мне кажется, есть такой важный навык - быть в контакте и присутствовать. Если этим овладеешь, то всякие технические тонкости по замечанию чувств и телесных проявлений и диалогическому взаимодействию, начнут сами получаться. Но как это методически сделать - я не знаю.


Присутствие это уже качество личности, т.е. нечто возникающее на основе множества умений и навыков. Но иногда есть прекрасное присутсвие но без навыков оно ничего не дает клиенту со специфическими проблемами, напримре с навязчивыми страхами.
« Демократия — это договор о правилах между хорошо вооруженными джентльменами» (с) Б. Франклин.
Аватара пользователя
Fuka
 
Сообщения: 3010
Фото: 10
Зарегистрирован: 14 фев 2007 16:05 pm
Откуда: Москва
Блог: Посмотреть блог (4)

Сообщение Zhu » 15 окт 2009 19:12 pm

Быть в контакте - является чем-то более общим по отношению к другим единичным навыкам. И если поймешь "дух" - что такое быть в контакте, то некоторыми навыками овладевать легче, потому что из виду целое не упускаешь. Черт, не могу выразить - знаний не хватает. Я бы тут сослалась на статью Игоря Погодина в Белорусском Вестнике гештальт-терапии. Но потеряла. У меня есть навык - замечать телесные проявления клиента, но я могу не понимать для чего мне это нужно и клиенту, делать это к месту и не к месту, и вообще не понимать, что с клиентом происходит, какие у него процессы идут - главное, что у меня есть навык.
Zhu
 
Сообщения: 166
Зарегистрирован: 11 мар 2007 11:24 am
Откуда: Москва

Сообщение Bulubashka » 16 окт 2009 8:09 am

Для меня присутствие терапевта не качество его личности, а динамическая характеристика процесса взаимодействия. Терапевт не может все время присутствовать в отношениях с клиентом.
Bulubashka
 
Сообщения: 772
Зарегистрирован: 15 фев 2007 8:24 am

Сообщение Fuka » 25 окт 2009 19:24 pm

Bulubashka писал(а):Для меня присутствие терапевта не качество его личности, а динамическая характеристика процесса взаимодействия. Терапевт не может все время присутствовать в отношениях с клиентом.


Множество современных теорий определяет черту личности как динамическую характеристику взаимодействия которая проявляется у человека с большей чем у других вероятностью.

Но дело не в этом а в том, что пристуствие это не навык. Особенно если его определять как динамическую характеристику взаимодействия.
« Демократия — это договор о правилах между хорошо вооруженными джентльменами» (с) Б. Франклин.
Аватара пользователя
Fuka
 
Сообщения: 3010
Фото: 10
Зарегистрирован: 14 фев 2007 16:05 pm
Откуда: Москва
Блог: Посмотреть блог (4)

Сообщение Fuka » 26 май 2010 18:51 pm

На сегодня понимаю, что центральный навык первой ступени это использование континуума сознанавания. Как системообразующая техника он в разных модификациях проходит через каждое занятие первой ступени.
« Демократия — это договор о правилах между хорошо вооруженными джентльменами» (с) Б. Франклин.
Аватара пользователя
Fuka
 
Сообщения: 3010
Фото: 10
Зарегистрирован: 14 фев 2007 16:05 pm
Откуда: Москва
Блог: Посмотреть блог (4)

Сообщение Giftstachel » 26 май 2010 22:08 pm

fishka писал(а):
Fuka писал(а):
приличное число упражнений из Стивенса - на первых сессиях (в парах и тройках).

Я тоже использую эти и аналогичные упражнения, а ты их используешь для чего?


Ух, Денис! У него же целый сборник!
Хотя ты прав - мы чаще используем первые упражнения на осознавание ощущений, чувств, мыслей, на переключение фокуса внимания...


скажите плиз как книга называеться полностью?
Giftstachel
 
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 10 янв 2010 0:19 am


Вернуться в Обучение гештальт-терапии

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron